4-й день. Внутренние воды Кералы.
28 марта, 2012 г.
Еще утром никто из нас не догадывался, чем обернется этот день. В отличие от всех других дней нашего путешествия, спланированных заранее, этот день стал результатом той роковой встречи в привокзальном кафе в Бангалоре…
Накануне вечером мы должны были покинуть Кочин на поезде и этим утром обнаружить себя в славном городе Тривандруме, аки Тируванантапураме. Но… билеты на поезд мы сдали и никуда мы не уехали, а всё ради того, чтобы состоялся ЭТОТ день — один из самых красивых, виденных когда-либо нами — день путешествия по Внутренним водам Кералы.
Встали в 5:00, с матами, конечно. Сварили по старинке кипятильничком себе чайку, попили с козинаками. Выселились из отеля и отправились на вокзал пешком, благо недалеко. Купили билеты на электричку, следующую до Аллеппи в 7:30. Оставался ещё запас времени, и мы, сидя на поребрике привокзальной площади, выложили в интернет вчерашние фотографии.
Подали наш поезд, мы заняли свободный плацкарт, а можно сказать и целый вагон — народу, на удивление, было очень мало, и в полвосьмого, согласно расписанию, электричка Эрнакулам — Аллеппи (Алаппуза, Алапуза, Алаппужа, Alappuzha, Alleppey — бардак у них какой-то с названиями) отправилась в путь.
Можно сказать, что наше путешествие по внутренним водам началось уже в поезде. Как так? А просто — в этой части Кералы соотношение суши и воды 50/50, а может быть и больше — что не течет, то орошается.
Штат Керала тянется узкой полосой вдоль побережья Аравийского моря на самом юге Индии. Прибрежная, низинная часть штата прорезана системой рек, лагун и озёр, соединённых каналами и имеющих сообщение с морем. Этот удивительный водный лабиринт объединяет более чем 900 км водных путей, представляет собой уникальную экосистему и носит название Внутренние воды Кералы или бэквотерс (backwaters).
Путь среди каналов, озёр, рек и луж, оставленных ночным ливнем, занял 2 часа. Утренние виды из окна представляли собой яркий калейдоскоп из мелькающих пальм, полей, деревень, станций и мостов.
Разноформатные круизы по внутренним водам — один из самых популярных и дорогостоящих видов отдыха в Керале. Самый заезженный маршрут — между Кочином и Аллеппи. Но наш коварный план включал преодоление этого 50-километрового участка на поезде. А вот следующие 80 км нам предстояло уже пройти на корабле. Мы воспользовались самым бюджетным вариантом увидеть керальские каналы — регулярным речным рейсом из Аллепи (Allepy) в Коллам (Kollam).
Выгрузились в Аллеппи — сразу, на перроне, взяли моторикшу за 50 рупий до лодочной станции (Boat Jjetty), находящейся в четырех км от вокзала, около озера Punnamada Lake.
Рикша на этот раз попался действительно хороший. Доставив до лодочной станции, он не бросил нас, а на безвозмездной основе проследил, чтобы мы сели на тот кораблик, на который нам было надо. Он же помог с покупкой билетов, когда важного вида кассир игнорировал нас, продавая билеты своим соотечественникам.
Купив билеты, воды и фруктов мы загрузились на корабль вместе с ещё пятнадцатью европейскими путешественниками, причём многие из них были с велосипедами.
В поисках лучшего обзора, сначала мы разместились, как и все остальные, на верхней палубе. Но тень от навеса, изготовленного из голубого поликарбоната не спасала от жары а, наоборот, создавала эффект теплицы, и, к тому же, не позволяла вставать в полный рост. Поэтому, совершив разведку, мы отправились на нижнюю палубу, где никого кроме велосипедов не осталось. Здесь нас ждали пустые мягкие сидения, тень и прохлада, создаваемая близостью к воде.
Времени до отправления оставалось ещё много и мы развлекали себя наблюдениями за неторопливо проистекающей на канале жизнью и фотоохотой на стрекоз.
В назначенное время (10-30) наш корабль отчалил от пристани. Виды, которые открылись нам сразу после отправления, сразили наповал.
Кералу, а точнее её внутренние воды, иногда называют индийской Венецией. Но если про Венецию все знают и прекрасно представляют себе, что это такое, то вот про Внутренние воды Кералы мало кто даже слышал. Только здесь мало слышать — это нужно видеть.
Тысячи, нет — миллионы пальм, стоят у самой кромки воды, отражаясь вместе с голубым небом в глади каналов. Здесь уж точно лучшее место для членов общества любителей пальм!
Расходясь по правому борту с неспешно идущими нам на встречу комфортабельными Хауз-ботами, наш корабль вёз нас всё дальше и дальше в керальскую сказку. Мы наслаждались видами. Каждый преодоленный метр пространства открывал новые прекрасные картины. Хотелось фотографировать до бесконечности.
Конечно, путешествовать с комфортом — здорово (это о хаузботах). Но когда вокруг такая красота, совсем неважно, на чем ты перемещаешься, ведь окружающие пейзажи полностью захватывают сознание и внимание.
Ширина каналов и рек меняется от считанных метров до нескольких сотен метров, а внутренние озёра простирают свою гладь на несколько километров. По берегам стоят комфортабельные отели и теснятся маленькие домики керальских жителей вперемешку с разноцветными католическими храмами.
Кто-то моет посуду, стирает и моется прямо на берегу, кто-то здесь же ловит рыбу к ужину, а кто-то лицезрит это из окна кондиционированного номера фешенебельного хаузбота. Индия контрастна всегда…
Местные жители как всегда доброжелательны и приветливы — машут руками с берегов и улыбаются искренне, хотя такой кораблик с «бледнолицыми» проходит здесь ежедневно.Местами водная поверхность каналов иногда полностью скрывается под зеленым ковром из водяных гиацинтов и кувшинок. Повсюду водные и околоводные птицы.
К середине дня мы изрядно проголодались, хотя перекусили виноградом и помидорами с плавленым сыром из тюбика. При возникновении первых голодных мыслей, наш кораблик вдруг причалил в живописном месте, как оказалось, на запланированный обед.
Уютная кафешка прямо на берегу гастрономическим выбором не располагала, но предложенное тали с неестественно крупным рисом (какой-то особенный сорт) устроило всех путешественников с нашего рейса.
Подали сие блюдо индийской кухни очень аутентично — на банановых листах, правда, не настоящих, а бумажных. Столовые приборы предложили не сразу и не всем. А нам они и не понадобились! Мы, как настоящие жители Индии, справились руками.
Подкрепившись, мы продолжили свой путь. НЮ, пресытившись видами и едой, как всегда, не преминула поспать, а НВ только успевала менять карты памяти в фотоаппарате.
Птичий мир внутренних вод Кералы мог бы стать темой для многокилометровой ленты фотоотчёта. Вот несколько типичных примеров: бакланы, цапли, аисты, крачки, коршуны.
Всё дальше шёл наш корабль, всё шире и шире становился водный путь, всё длиннее мосты.
Кстати, на керальских водных путях мосты используются в качестве дорожных указателей.
Во второй половине дня посреди каналов показалось несметное число заброшенных и рабочих «китайских» сетей, виденных нами накануне в Кочине.
Только если в Кочине они скорее развлечение для туристов, то здесь — просто способ добычи рыбы. Интересной особенностью является то, что каждая установка оснащена огромной энергосберегающей лампочкой, видимо, для рыбалки в ночное время.
Около пяти часов снова причалили к берегу, чтобы мы могли выпить чая-кофе в кафе. Снова и снова мы убеждались, насколько все гармонично в Индии. Захотели поесть — пожалуйста, чаю? — извольте!
Немного отдохнув от водного пути, мы понаблюдали за нашими попутчиками. Некоторые участники этой водной экспедиции особенно порадовали: кто-то своим видом, а кто-то рассказами о свои предыдущих путешествиях. Особенно запомнилась женщина, которая путешествует уже не первый десяток лет и минимум полмира повидала на своем бэкпэкерском пути… Залюбовались обаятельнейшим дядюшкой со внешностью и харизмой Шона Коннери в панаме — а может быть это и был он сам?!
Дело близилось к закату, а мы двигались дальше, то проплывая под небольшими мостами в узких каналах, то выходя в широкие места, где уже видно голубые отливы индийского океана. Понаблюдали, как на узеньких полосках суши, разделяющих внутренние воды и океан, мощная техника добывает песок. Чем дальше, тем больше нам встречалось рыбаков: по берегам, на утлых лодочках, на рыболовных судах и судёнышках.
Каково же было наше удивление увидеть среди Керальской одноэтажной сельской местности многоэтажные здания рядом с необычным мостом. Оказалось, что это не что иное, как ашрам Аммы — «Амритапур».
Здесь люди со всего мира поклоняются живой индуистской святой, а неподалёку расположились «алтари» керальских коммунистов.
То и дело путь нашего корабля пересекали лодки-паромы, перевозящие местных жителей с берега на берег.Одним из самых больших потрясений дня стало обнаружение того, что на каком-то отрезке пути под водой мы сумели разглядеть огромное количество неторопливых белых медуз. К сожалению, ни одной хорошей фотографии этого чуда природы сделать не удалось, но запомнились нам речные медузы надолго.
А дальше… Дальше был закат… Облака причудливых форм и краски потрясающих оттенков разметались по бескрайнему небу над гладью озера Аштамуди.
А напоследок, как иллюстрация к детской сказке К. Чуковского, огромный облачный крокодил «наше слонце проглотил».
Уже темнело, когда мы увидели гигантскую скульптуру — Богиня огня. Как и многие произведения народных индийских скульпторов, эта Богиня-маяк имела странные пропорции и «запоминающиеся» черты лица. От нее до конечной пристани «Коллам» оставалось уже минут пять.
Так завершилось наше прекрасное путешествие по внутренним водам Кералы. Выйдя на причал, мы были атакованы рикшами, от услуг которых, в виду наличия тяжелой сумки, отказаться не смогли. Заплатив 50 рупий, мы доехали до железнодорожного вокзала, хотя предложения добраться на такси прямо до Варкалы — следующего пункта нашей изменившейся программы — поступали неоднократно. Но такси — не наш метод.
Мы благополучно купили билеты на электричку в кассах вокзала и стали ждать. Поезд немного опоздал, вместо 7-50 пришел в 8-20. Усевшись удобно, мы без остановок доехали до Варкалы в настоящей индийской электричке. Это был даже не вагон слипер класса, а вполне такая обычная, даже непереполненная электричка. Шла она примерно час.
Ещё на кораблике, узнав что мы направляемся в Варкалу, один из членов экипажа дал нам визитку отеля своего друга (неудивительно — здесь все друг другу друзья или родственники). Отель «Shiva Garden» предлагал бесплатный трансфер, чем мы не преминули воспользоваться, позвонив по указанному в визитке номеру. В процессе ожидания автомобиля, мы посмотрели расписание поездов до Тривандрума на завтра. Машина приехала быстро, услужливый водитель помог с вещами, и мы домчались до самого красивого (согласно путеводителям ) пляжа Кералы.
Бросив вещи в номер, пошли отужинать. Искать какие-то ресторанчики на тёмных улицах незнакомой Варкалы нам не хотелось, и мы сели в кафе во дворе своего отельчика. Было уже поздно, поэтому нам предложили поужинать по меню завтрака: яйца-тосты. Мы удивились, но не отказались — было поздно и голодно.
После ужина, очень утомившиеся красотами, увиденными за день — выложили несколько фото в интернет и отправились спать. Отличный отдыхательный день получился, а главное, он оставил после себя массу положительных впечатлений и около 1000 фотографий.
Расходы: 300 рупий — билет на кораблик с человека, 4 рупии — туалет, 90 рупий — вода, 85 рупий — завтрак, 350 рупий — обед, 220 рупий — ужин, 90 рупий — рикша в Аллеппи и Колламе, 54 рупии — электрички Эрнакулам — Аллеппи и Коллам — Варкала на двоих, 600 рупий — ночь в отеле.
Итого: 2 213 рупий на двоих
Вы правы про внутренніе воды я слышу впервые, спасибо за фото и пост, будем стараться посетить местечко этой зимой)