Тайская длиннохвостая лодка – лонгтейл (longtail boat)
Это удивительное творение тайской народной инженерной мысли легко встретить как на многочисленных пляжах Тайланда, так и на реках и каналах вдали от морских берегов. Такая лодка сумела стать одним из самых узнаваемых символов этой страны. Очевидно, что свою изысканную форму лодка принесла из глубины веков, а вот кто и когда додумался оснащать деревянные лодки автомобильным двигателем – история умалчивает.
Главной особенностью лонгтейла, как это следует из названия, является длинный хвост – гребной винт, устанавливаемый на длинном валу, метрах в трёх-четырёх от мотора и служащий также и рулём. Сами тайцы называют свои лодочки «Рыа Ханг Йао», что тоже переводится как «длиннохвостая лодка».
Так как Тайланд – «страна пикапов», не удивительно, что и на свои лодки тайцы устанавливают в основном дизельные двигатели от старых грузовичков.
Местные Кулибины дорабатывают движок прямоточной выхлопной трубой, поворотной станиной, длиннющим валом-противовесом, рукояткой управления и резино-шланговой системой водяного охлаждения (тут позвольте не умничать, мы всё-таки девушки и журнал у нас не технический).
Основной вопрос – зачем же лодке такой длинный хвост? А ответ прост: такой агрегат позволяет гребному винту толкать воду на уровне выше днища лодки, что очень важно на мелководье, в условиях мелких рек, лиманов, каналов, коралловых рифов и регулярных отливов. Именно поэтому винт вынесен гораздо дальше кормы, ведь на ходу за лодкой образуется «яма», а в нескольких метрах позади лодки, там, где вода смыкается — лучшее место для приложения гребного усилия. Вся эта хитроумная система позволяет развивать довольно большую скорость и легко управлять длинной и узкой деревянной лодкой.
Важной отличительной особенностью лонгтейла является не только хвост но и нос, представляющий собой массивный, и в то же время изящный, слегка расширяющийся кверху удлиненный форштевень (или как там его). Добавь несколько пар вёсел на каждый борт и получится древняя ладья или средневековый струг. Что не говори, внешность запоминающаяся.
Ну а представить себе лонгтейл без нескольких полос яркой материи, привязанных на носу просто не возможно. Это душа лодки, её «фирменный стиль». Нос корабля имеет для тайских лодочников религиозное значение. Согласно местным легендам именно здесь живет Мэ Йа Нанг – дух-покровитель лодки. Поэтому носы тайских лодок украшают яркими лентами, и цветочными гирляндами.
Кажется странным, почему в наше время новых технологий эта лодка всё ещё бороздит просторы морей. А ответ прост – это стоимость поездки. Путешествие на лонгтейле обойдется дешевле в два, а иногда и в три раза, чем на спидботе (скоростном катере с мощным современным мотором). Конечно, медленнее, но качает при одинаковых погодных условиях на лонгтейле гораздо меньше.
В общем, пришлась такая лодка нам по душе. Теперь лонгтейл — это неотъемлемая часть нашего представления о юге Тайланда – провинции Краби, настоящего рая на земле.